Откуда берется 3D эффект?
Почти у каждого человека два глаза. Они видят мир чуть-чуть по-разному, потому что физически расположены в разных местах. Мозг обрабатывает полученную информацию и выдает нам трехмерную картину мира. Примерно такую.
Обычно фотографии (и кино) снимают одним объективом, поэтому никакого сдвига и соответствующего 3D-эффекта нет. Это просто, поэтому о возможности создания стерео-изображений догадались еще в 1838 году. Однако основной проблемой их широкого распространения было то, что человеческий мозг довольно сложно уговорить воспринимать два изображения как одно.
Если вы действительно хотите узнать больше о методах фокусировки глаз, стереоскопах и затворных стерео-очках, то читайте Википедию. Мы же не будем здесь всерьез углубляться в этот вопрос, чтобы не слишком удаляться от основной темы.
Если коротко, то идеальным вариантом является совмещение изображений и использование специальных очков, которые «убирают» одно из изображений для каждого глаза. Долгое время лидером в этом направлении были красно-синие очки, которые фильтровали изображения по цветам.
И хотя 3D-эффект был идеальным, а глаза (точнее, мозг) привыкали всего за 30 секунд, при этом методе страдала цветопередача. Некоторое время человечество работало над созданием фильтра, основанного не на цвете, что привело к созданию поляризованных очков, в которых вы, наверняка, и смотрели «Аватар». На этот раз немного страдает яркость, но больше, вроде бы, ничего.
3D кино
Именно в красно-синих очках зрители увидели первый трехмерный фильм — The Power of Love (1922). Но в то время кино вообще было еще настолько молодым, что никто не воспринял этот эксперимент всерьез. «Золотая эра 3D» случилась намного позже, в 1952-55, когда посетители кинотеатров уже слегка устали жевать привычный попкорн (или что они там жевали), и захотели чего-нибудь нового.
Всё началось в 1952 с канадских (Now is the Time to Put On Your Glasses и Around is Around) и английских (A Solid Explanation, Royal River и The Black Swan) короткометражек, которые решил выпустить в прокат к Рождеству продюсер Сол Лессер. Волну популярности поддержали гиганты Columbia и Warner Brothers, которые сняли полнометражные стерео-фильмы: нуар-драму «Человек в темноте» и фильм ужасов «Дом восковых фигур».
Когда к ним подключились Walt Disney, Universal и 20th Century Fox (Melody, It Came From Outer Space, Inferno), стало ясно, что у стерео-кино большое будущее. Но если зрители были к этому готовы, технологии — нет.
Уже в конце 1953 года 3D-кино начало терять популярность по самым простым причинам: чтобы обеспечить трехмерное изображение, обе кино-ленты должны были проецироваться на экран абсолютно синхронно. Даже малейший сдвиг в случае неосторожности механика или дефекта одной из пленок сразу вызывал головную боль у зрителей, а иногда и вообще приводил к тому, что фильм становилось просто невозможно смотреть.
В 60-х годах 3D-кино вернулось на экраны с новой технологией, при которой использовался один проектор, но жанры фильмов оставляли желать лучшего (для истории кино): эротика, порно, ужасы или всё вместе. Технологии продолжали развиваться и в 80-е годы случился новый пик активности кино-гигантов в направлении 3D — в стерео вышли даже «Челюсти-3» и третья часть «Пятницы, 13-ое».
К 90-м годам технологии и математические расчеты наконец объединились и зрители впервые смогли выйти из кинотеатров без головной боли. Это был IMAX. Сначала в этом формате показывали только документальные фильмы (We Are Born of Stars, 1985), но как только преимущества стали очевидны, режиссеров долго уговаривать не пришлось.